Вопрос.
Сохраняется ли заработная плата педагогических и иных работников образовательных организаций в условиях режима повышенной готовности предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), если сохраняется, то в каком размере? Может ли работодатель применять при решении указанных вопросов условия простоя с частичным сохранением заработной платы?
Ответ.
Прежде всего, следует учесть, что положения, установленные статьей 157 Трудового кодекса Российской Федерации при простое, к работникам образовательных организаций не применяются.
В образовательных организациях предусмотрено специальное регулирование в периоды отмены (приостановки) занятий (деятельности организации по реализации образовательной программы, присмотру и уходу за детьми) для обучающихся в отдельных классах (группах) либо в целом по организации по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям.
Такие периоды, как и каникулярное время, установленное для обучающихся организации, для педагогических и иных работников образовательных организаций, не совпадающие с ежегодными основными удлиненными оплачиваемыми отпусками и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками, являются рабочим временем, в связи с чем работникам выплачивается заработная плата как и в период учебного года, что регулируется положениями приказа Минобрнауки Российской Федерации от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций,
осуществляющих образовательную деятельность», а не только решениями, принимаемыми на федеральном уровне в связи с условиями режима повышенной готовности предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Подробные разъяснения по данному вопросу, связанному с гарантиями по оплате труда, а также по вопросу перевода педагогических и иных работников на дистанционную работу, содержатся в письме Профсоюза от 23 марта 2020 г. №
164 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», размещенном в рубрике «Горячая линия» на сайте Профсоюза www.eseur.ru..
Аналогичные рекомендации, в том числе со ссылкой на указанное письмо Профсоюза даны также в разъяснениях Министерства просвещения Российской Федерации от 10.04.2020 года №ВБ-806\08 «Об обеспечении сохранения уровня заработной платы отдельных категорий педагогических работников», также размещенных на сайте Профсоюза.
Вопрос.
Должна ли оплата труда воспитателя дежурной группы, созданной в связи с самоизоляцией граждан, отменой посещения детьми дошкольных учреждений, вызванных условиями режима повышенной готовности предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), отличаться от оплаты тех работников, которые сидят дома?
Ответ.
Согласно пункту 5.1 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2016 года № 536 “Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность”, зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 1 июня 2016
года, регистрационный № 42388, периоды отмены (приостановки) занятий (деятельности организации по реализации образовательной программы, присмотру и уходу за детьми) для обучающихся в отдельных классах (группах) либо в целом по организации по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям, в том числе вызванные условиями режима повышенной готовности предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), являются рабочим временем педагогических работников и иных работников.
В такие периоды, не совпадающие с ежегодными основными удлиненными оплачиваемыми отпусками, т.е. в свое рабочее время, педагогические работники привлекаются к педагогической, организационной или методической работе с сохранением заработной платы. Деятельность каждого работника в такие периоды должна регулироваться локальными нормативными актами организации и графиками работ с указанием их характера и особенностей.
К примеру, педагогической работой, к которой могут привлекаться педагогические работники дошкольных учреждений в условиях режима повышенной готовности предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), может являться работа воспитателями в дежурных группах.
Такая работа может осуществляться по сменам, в том числе разными воспитателями, другими педагогическими работниками, что также должно регулироваться локальными нормативными актами организации и графиками работ. При этом работодатель должен принять меры к обеспечению соблюдения установленных в этот период санитарно-эпидемиологических требований.
Следует иметь в виду, что на федеральном уровне в настоящее время не предусмотрено каких-либо преимуществ в оплате труда педагогических и иных работников ДОУ, которые также должны обеспечивать работу в режиме дежурных групп в случае, если для других групп в условиях режима повышенной готовности предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19 приостановлена (отменена) деятельность, но это не исключает права предусматривать такие преимущества органами государственной власти субъекта
Российской Федерации, органами местного самоуправления, коллективным договором или локальным нормативным актом образовательной организации.
Вопрос.
Имеет ли право работник просить работодателя, чтобы его ежегодный отпуск был перенесен на более позднее время в связи с режимом самоизоляции?
Вправе ли работодатель направить работника в отпуск раньше, чем это предусмотрено графиком отпусков?
Ответ.
Решение возникающих вопросов, связанных с предоставлением отпусков работникам, осуществляется в соответствии с положениями главы 19 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).
Очередность предоставления оплачиваемых отпусков согласно статье 123 ТК РФ определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года, в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.
График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника.
О времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее чем за две недели до его начала.
Отдельным категориям работников в случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время. По желанию мужа ежегодный отпуск ему предоставляется в период нахождения его жены в отпуске по беременности и родам независимо от времени его непрерывной работы у данного работодателя.
В соответствии со статьей 124 ТК РФ ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника, в случаях:
- временной нетрудоспособности работника;
- исполнения работником во время ежегодного оплачиваемого отпуска государственных обязанностей, если для этого трудовым законодательством предусмотрено освобождение от работы;
в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством, локальными нормативными актами.
Полагаем, что к таким случаям могут быть отнесены условия режима повышенной готовности предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии с которыми по соглашению между работодателем и работниками в ряде случаев потребуется корректировка графика отпусков.
Кроме того, статьей 124 ТК РФ предусмотрены конкретные случаи, когда отпуск по просьбе работника должен быть перенесен на более позднее время.
Так, если работнику своевременно не была произведена оплата за время ежегодного оплачиваемого отпуска либо работник был предупрежден о времени начала этого отпуска позднее чем за две недели до его начала, то работодатель по письменному заявлению работника обязан перенести ежегодный оплачиваемый отпуск на другой срок, согласованный с работником.
Вопрос.
Правомерны ли утверждения директора школы о том, что в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации продолжительность рабочего времени учителя при учебной нагрузке 18 или 22 часов в неделю должна составлять 36 часов в неделю и в течение учебного года, и во время работы в каникулы, установленные для обучающихся?
Ответ.
Такие утверждения директора школы неправомерны по следующим основаниям.
Прежде всего, следует учесть, что предусмотренное частью первой статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации положение о том, что для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю, на которое, по всей видимости, ориентируется руководитель образовательного учреждения, к учителям школ, а также к некоторым другим категориям педагогических работников, не применяется.
Основанием для такого утверждения является часть третья этой же 333 статьи ТК РФ, в соответствии с которой в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда все вопросы, связанные с конкретизацией продолжительности рабочего времени либо нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, с порядком определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, основаниями ее изменения, а также случаями установления верхнего предела учебной нагрузки, урегулированы приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (зарегистрирован Минюстом России 25 февраля 2015 г., регистрационный № 36204 (далее – приказ № 1601).
Учитывая наличие более 30 наименований должностей педагогических работников, продолжительность их рабочего времени либо нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы дифференцируются в зависимости от должности в диапазоне от 18 до 36 часов в неделю (18, 20, 24, 25,
30, 36 часов).
При этом согласно пункту 2.8 приложения 1 к приказу № 1601 для учителей норма 18 часов в неделю является нормируемой частью их педагогической работы. При увеличении объема учебной нагрузки нормируемая часть рабочего времени увеличивается, а при уменьшении – уменьшается.
Выполнение учителями другой части педагогической работы, предусмотренной квалификационной характеристикой (подготовка к занятиям, работа с родителями, участие в методической работе, в работе педагогических советов и т.п.) какими-либо нормами времени не регулируется, что предусмотрено приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», зарегистрированным Минюстом России 1 июня 2016 года, регистрационный № 42388 (далее – приказ № 536). Эта ненормируемая часть педагогической работы также учитывается при регулировании рабочего времени учителей и других педагогических работников в различные периоды деятельности.
Пунктом 2.4 приказа № 536 установлено, что в дни недели (периоды времени, в течение которых функционирует организация), являющиеся свободными для работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в организации иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ, осуществляемых за дополнительную оплату, обязательное присутствие этих работников в организации не требуется.
Особенности регулирования рабочего времени учителей и других педагогических работников в каникулярный период, предусмотренный для обучающих, и в периоды отмены учебных занятий по различным обстоятельствам предусмотрены разделами IV и V1 приказа Минобрнауки
России № 536, при этом установление для учителей либо перевод их на 36- часовую рабочую неделю этими разделами не не предусмотрено
Приказы № 1601 и № 536 включены в Информационный бюллетень № 2 Центрального Совета Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации «Рабочее время работников образовательных учреждений: общие положения и особенности правового регулирования». Сборник нормативных правовых актов с комментариями (издание 2 с изменениями и дополнениями) за июль 2016 г. размещен на сайте Профсоюза: http://www. eseur.ru; в рубрике «Рабочее время, время отдыха» (01.08.2016 г).
Рекомендуем ознакомиться с указанными нормативными правовыми актами, а также с комментариями, которые более подробно разъясняют положения указанных приказов по их применению.
Вопрос.
Если к учителям не применяется понятие о продолжительности рабочего времени 36 часов в неделю, то как объяснить, что на самом деле фактически рабочее время отдельных учителей значительно превышает 36 часов в неделю?
Ответ.
Режим рабочего времени учителей имеет особенности, которые регулируются приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее – приложение к приказу № 536).
Особенности рабочего времени учителей состоят в том, что, с одной стороны, к учителям не применяется понятие о продолжительности рабочего времени, соответствующей 36 часам в неделю, в течение которого руководители неправомерно иногда обязывают находиться в образовательной организации даже при 18-часовой учебной нагрузке.
С другой стороны, рабочее время учителя состоит из нормируемой его части в виде фактического объема учебной нагрузки и части рабочего времени по выполнению иных видов работ, входящих в должностные обязанности учителей согласно квалификационной характеристике, которое по времени не конкретизировано, а также дополнительной работы за дополнительную оплату, выполнение которой по времени также не конкретизировано.
Нормируемая часть педагогической работы учителей согласно пункту 2.2. приложения к приказу № 536 определяется в астрономических часах и включает проводимые учебные занятия независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между занятиями, установленные для обучающихся, в том числе «динамическую паузу» (большую перемену) для обучающихся I класса. Выполнение учителем учебной нагрузки сверх 18-часовой нормы с их письменного согласия естественно увеличивает нормируемую часть его рабочего времени.
Другая часть педагогической работы учителя, требующая затрат рабочего времени, но не конкретизированного по количеству часов, регулируется пунктом 2.3. приложения к приказу № 536.
К другой части педагогической работы учителя, выполнение которой увеличивает рабочее время учителя, но не всегда связано с ежедневным, еженедельным его увеличением, относится:
- выполнение должностных обязанностей, предусмотренных квалификационной характеристикой (подготовка к занятиям, участие в разработке рабочих программ предметов с правом использования как типовых, так и авторских рабочих программ; ведение журнала и дневников обучающихся в электронной (либо в бумажной) форме; работа с родителями; участие в работе педагогических и методических советов; кратковременные дежурства в образовательном учреждении);
- выполнение дополнительной работы за дополнительную оплату (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.).
Согласно пункту 2.4 приложения к приказу № 536 не требуется обязательное присутствие в образовательной организации учителей в часы, дни недели (в периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные:
- от проведения занятий по расписанию;
- от выполнения непосредственно в организации иных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками, содержащихся в трудовых договорах, регулируемых графиками и планами работ;
- от выполнения дополнительных возложенных обязанностей за дополнительную оплату.
Таким образом, требование руководителя образовательной организации о ежедневном нахождении в ней учителя в часы, свободные от выполнения указанных выше обязанностей, регулируемого особым образом, в том числе самим учителем, является неправомерным.
Вопрос.
Как должна производиться оплата труда работников за нерабочие дни с 4 по 30 апреля 2020 г., может ли работодатель уменьшить заработную плату за счет различных доплат или надбавок?
Ответ.
В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» и от 2 апреля 2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» с 30 марта по 30 апреля 2020 года , а также в соответствии с Указом Президента Российской
Федерации от 28 апреля 2020 г. № 294 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-
- – с 6 по 8 мая, установлены нерабочие дни с сохранением за работниками
заработной платы.
Таким образом, в рамках реализации Указов Президента Российской Федерации о нерабочих днях работники должны получить именно заработную плату, предусмотренную трудовым договором. Размер оплаты должен соответствовать той его величине,, которую работник получил бы, если бы отработал эти дни полностью.
Вопрос.
Как вести табель в период действия Указов Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 206 и от 02.04.2020 № 239, устанавливающих нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.
Ответ.
Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 г. № 206, от 02.04.2020 г. № 239 с 30 марта по 30 апреля 2020 года, а теперь также и от 28.04.2020 г. № 294 – с 6 по 8 мая установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.
Таким образом, наличие в календарном месяце (март, апрель, май 2020 года) нерабочих дней не является основанием для снижения заработной платы работникам.
Принимая во внимание, что с 1 января 2013 г. согласно Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” унифицированные формы по учету труда и его оплаты, утвержденные постановлением Госкомстата России № 1, не являются обязательными к применению. В связи с этим работодатели самостоятельно могут устанавливать порядок отражения в табеле учета рабочего времени указанных периодов нерабочих дней, введенных указами, учитывая, что эти периоды являются оплачиваемыми.
К примеру, в целях обеспечения сохранения получаемой работником заработной платы и исключения недоразумений при проверках нерабочие дни могут быть зафиксированы в табеле, как рабочие со сноской, отсылающей к выше названным указам Президента Российской Федерации.
Вопрос.
Каким образом оформить перевод учителей на режим дистанционной работы с обучающимися с применением электронного обучения и дистанционных технологий?
Привлечение работника с его письменного согласия к работе вне места расположения работодателя (удаленно, дистанционно) возможно путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору. В дополнительное соглашение вносятся следующие сведения:
- указывается, что выполнение трудовой функции, предусмотренной трудовым договором, в части, связанной с проведением учебных занятий в количестве
(указывается количество часов), осуществляется на удаленном рабочем месте согласно утвержденному расписанию учебных занятий с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
- дата начала и окончания выполнения трудовой функции в удаленном, дистанционном режиме в соответствии с утвержденным расписанием.
При составлении расписания учебных занятий необходимо учитывать, что
количество учебных занятий, проводимых учителем в дистанционном режиме, не должно превышать количества часов его учебной (преподавательской) работы (учебной нагрузки), предусмотренного трудовым договором на данный период обучения.
При составлении расписания занятий должны учитываться санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в дистанционном режиме, в том числе к продолжительности учебных занятий с использованием дистанционных технологий.
Сокращенные по времени учебные занятия (уроки) для обучающихся, проводимые в дистанционном режиме, не могут приводить к увеличению количества учебных занятий для учителей, к уменьшению их заработной платы.
Прилагается примерная форма дополнительного соглашения к трудовому договору об изменении условий трудового договора
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
№ _ _ к трудовому договору № от г.
(город, населенный пункт)
, (полное наименование Работодателя в соответствии с Уставом)
в лице , действующего на основании
(должность, Ф.И.О.)
_, именуемый в дальнейшем (Устав, доверенность с указанием реквизитов)
“Работодатель”, с одной стороны, и _ _,
(Ф.И.О. Работника полностью) именуемый(-ая) в дальнейшем “Работник”, с другой стороны, заключили
дополнительное соглашение к трудовому договору от “ “ 2020 г.
№ о нижеследующем:
- В раздел (пункт) трудового договора внести следующие изменения (дополнения):
– «Выполнение трудовой функции, предусмотренной трудовым договором, в части, связанной с проведением учебных занятий в количестве (указывается количество часов), с « » по » осуществляется на удаленном рабочем месте согласно утвержденному расписанию учебных занятий с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»».
- Изменения в трудовой договор, определенные настоящим дополнительным соглашением, вступают в силу с “ “ 2020 г.
- Настоящее дополнительное соглашение является неотъемлемой частью
трудового договора от “ ” 2020 г. № , составлено в двух
экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу. Один экземпляр хранится у Работодателя в личном деле Работника, второй – у Работника.
РАБОТОДАТЕЛЬ | РАБОТНИК |
должность подпись Ф.И.О | Ф.И.О подпись |
« »
дата |
« »
дата |
М.П.
Подписание учителем дополнительного соглашения к трудовому договору, означает, что работник в письменном виде выразил согласие с выполнением работы в дистанционном режиме – с применением электронного обучения и дистанционных технологий. На основании дополнительного соглашения издается приказ работодателя.
Заключению дополнительного соглашения о работе с применением электронного обучения и дистанционных технологий предшествует создание работодателем необходимых условий для выполнения работником такой работы, как это установлено частью второй статьи 22 ТК РФ.
Вопрос.
В нашем регионе возник вопрос об оплате труда педагогических работников, работающих в школах-интернатах, в период пандемии.
В регионе планируют перевести работу школ-интернатов в режим работы закрытых учреждений, т.е. работников оставят на территории учреждения на 14 и более дней, чтобы не было посторонних контактов. Для них планируется выделить комнаты, обеспечить бесплатным питанием и т.д. Возникают вопросы о правомерности таких решений, а также об оплате труда работников. Нормативные акты Минпросвещения России не регламентируют данную ситуацию.
Ответ:
При организации работы и регулировании деятельности работников школы- интерната в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-
19) может быть использовано разъяснение, опубликованное в разделе «Вопросы- ответы»на портале «Онлайнинспекция.рф» Роструда, по вопросу № 127090 от 24.04.2020 г., поступившему на Горячую линию, в отношении учреждения социального обслуживания.
Приводим разъяснение Роструда по этому вопросу.
«Вопрос. Бюджетное учреждение социального обслуживания переходит на режим превентивной изоляции проживающих и работников. Формируется работа в 2 смены: 1 смена с 24.04.20 по 07.05.20 на 14 календарных дней по 12 часов в день; 2 смена с 08.05.2020 по 21.05.2020 на 14 календарных дней по 12 часов в день. Каким образом должно быть оформлено рабочее время работника и его время отдыха в первой и второй сменах: 1) С 24.04.20 по 07.05.20 – 14 дневное рабочее время, а с
08.05.20 по 21.05.20 выходные (вахтовый метод). 2) С 24.04.20 по 07.05.20 – чередование рабочих дней и выходных с соблюдением норм рабочего времени не более 40 часов в неделю, и выходных 42 часа; а с 08.05.20 по 21.05.20 – простои.
Ответ. В приведенной ситуации на протяжении двух недель работники работают не круглосуточно, а выполняют свои трудовые обязанности в установленные графиком сменности или трудовым договором периоды, иное время для них является временем отдыха. Оснований для объявления простоя не имеется. Необходим переход к режиму суммированного учета рабочего времени.
Оплате подлежит только время, в течение которого работники исполняли свои трудовые обязанности.
Устанавливаемый в рассматриваемом случае порядок работы не подпадает под понятие «вахтовый метод», т.к. в данном случае отсутствуют такие обязательные его характеристики, как:
- значительное удаление места работы от места постоянного проживания работников или места нахождения работодателя;
- целевое назначение вахтового метода. Обычно целевое назначение вахты обосновывается технико-экономическими расчетами при разработке проектов организации строительства, расчетом дополнительных затрат, связанных с применением вахтового метода, организациями торговли, общественного питания, учреждений здравоохранения и других, на которые возложено обслуживание коллективов, работающих вахтовым методом. В рассматриваемой ситуации переход на вахтовый метод работы повлечет дополнительные расходы работодателя, связанные с обеспечением спальными местами, местами для приема пищи и т.д., а не сбережение его средств, что не позволяет говорить о целесообразности установления вахтового метода работы.
Правовое обоснование:
Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником (ч. 4 ст. 91 Трудового кодекса РФ)
Часть 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ устанавливает, что работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Согласно ст. 297 ТК РФ вахтовый метод – особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания.
Вахтовый метод применяется при значительном удалении места работы от места постоянного проживания работников или места нахождения работодателя в целях сокращения сроков строительства, ремонта или реконструкции объектов производственного, социального и иного назначения в необжитых, отдаленных районах или районах с особыми природными условиями, а также в целях осуществления иной производственной деятельности.
Работники, привлекаемые к работам вахтовым методом, в период нахождения на объекте производства работ проживают в специально создаваемых работодателем вахтовых поселках, представляющих собой комплекс зданий и
сооружений, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности указанных работников во время выполнения ими работ и междусменного отдыха, либо в приспособленных для этих целей и оплачиваемых за счет работодателя общежитиях, иных жилых помещениях.
Статьей 299 ТК РФ и п. 1 Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31.12.1987 № 794/33-82 «Об утверждении Основных положений о вахтовом методе организации работ» предусмотрено, что временем вахты считаются периоды выполнения работ и междусменного отдыха на объекте (участке); продолжительность вахты не должна превышать одного месяца.»
Ответы подготовлены В.Н. Понкратовой,
экспертом аппарата Общероссийского Профсоюза образования